Дроздецкая Нина Константиновна — музыковед, педагог, краевед, кандидат искусствоведения.

Родилась в г. Бежецке Калининской (Тверской) области 23 августа 1953 года. Окончила Калининское музыкальное училище по специальности «Теория музыки» (1972), Горьковскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки по специальности «Музыковедение» (1973 — 1978). С 1975 года — преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в Тверском (Калининском) музыкальном училище (ныне колледже) им. М.П. Мусоргского. Автор многочисленных публикаций по музыкально-краеведческой тематике в региональной и столичной периодике. 

 

В 2002 году выступила на XVII Международном музыковедческом конгрессе «Millenium» в г. Лёвен (Бельгия) с докладом «Идеи Джона Кейджа в советском андерграунде 70-х — 80-х годов: от концептуалистов и постмодернистов до рокеров и митьков» («John Cage’s Ideas in the Soviet Underground of the 1970-80’s: from Conceptualists and Postmodernists to Rockers and Mitki»).

 

Одна из организаторов музыкально-краеведческих чтений, проводимых в Тверской ОУНБ им. А.М. Горького (2002 — 2010). Составитель и редактор трех выпусков альманаха «Музыка Тверского края», опубликованных по материалам этих чтений в 2006, 2009 и 2017 годах. Постоянный участник краеведческого альманаха «Тверские памятные даты» (с 2000), выпускаемого областной библиотекой. Редактор-составитель сборников статей: «Памяти композитора Вениамина Флейшмана: к 100-летию со дня рождения» (Тверь: изд-во «Гид», 2013); «Памяти композитора Николая Cидельникова: к 85-летию со дня рождения» (Тверь: изд-во «Гид», 2017).

 

Член правления Тверского отделения Всероссийского музыкального общества (с 2003), с 2010-го —  Тверского регионального музыкального общества. Заведущая музыкальной частью Тверской областной академической филармонии (2010-2017). Член Областного краеведческого общества (председатель — доктор филологических наук, профессор; профессор кафедры общего и славянского искусствознания Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Институт славянской культуры) (с 2015), ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, отдел Литературного наследства (с 2018) М.В. Строганов). Участник областного гуманитарного проекта "Тверская родословная", нацеленного на мемориализацию и актуализацию сведений о выдающихся деятелях тверского происхождения и знаменитостях, связанных своей судьбой и деятельностью с Тверским краем, и позволяющему нескольким поколений тверских учёных и краеведов формировать обширные базы данных по тверской биографике. Проект реализуется под патронажем Общественной палаты Тверской области.

 

Кандидат искусствоведения (2006). Защитила кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербургской консерватории на тему «Музыкальная жизнь Твери и Тверской губернии до 1917 года» (научный руководитель — заслуженный деятель искусств, профессор Л.Г. Ковнацкая).

 

  • О диссертационной работе Н.К. Дроздецкой:

Диссертационная работа Н.К. Дроздецкой задумана как музыкально-краеведческое исследование широкого временного диапазона. Поскольку акценты сделаны на заметных явлениях музыкальной жизни Твери и губернии, этот диапазон охватывает три столетия – от второй половины XVI в. до 1917 г.

 

Первая глава диссертации посвящена опекаловскому распеву – своду из трех песнопений древнерусского певческого искусства. Последняя глава рассматривает тверские музыкальные персоналии: творческую деятельность А.В. Александрова в Твери; взаимоотношения тверского помещика Н.Н. Лодыженского с балакиревским кружком; отдельный параграф посвящен приезду в Тверь Роберта и Клары Шуман.

 

Глава об опекаловском распеве рассматривает сугубо краеведческий аспект – она посвящена именованию и бытованию песнопений на территории Опекалово-Вознесенского монастыря Старицкого уезда Тверской епархии. Была изучена проблема интерпретации ремарки “опекаловский” и в связи с этим уточнено время ее возникновения; кроме того, удалось установить, что «Херувимская» опекаловского распева является мифической.

 

Поскольку требовалось познакомиться с древнерусскими певческими рукописями, Н.К. Дроздецкой были просмотрены многие списки в поисках песнопений опекаловского распева. Это рукописные собрания РГАДА (Рос.гос. архива древних актов), РГБ (Рос.гос. библиотеки), ГИМа (Гос.историч.музея) в Москве, а также рукописные коллекции РНБ (Рос.национальной библиотеки), ИИМК (Института истории материальной культуры) – в Петербурге. Интересные материалы удалось обнаружить в Тверском областном архиве (ГАТО).

 

Существенным вкладом в отечественную медиевистику явился список  музыкантов-распевщиков, состоявших на службе у тверского архиерея, и установление имени (Никита Шило) – знаменитого «диакона из Твери», который, по выражению одного из средневековых трактатов «зело был мудр и благоговеин».

 

С целью сбора данных об Опекаловом монастыре были предприняты экспедиционные поездки в село Денежное Старицкого р-на Тверской обл. и на место самой Опекаловой пустыни, ныне полностью заброшенное и труднопроходимое; опрошены старожилы.

 

Сбор архивных данных о приезде четы Шуманов в Тверь протекал большей частью в ГАТО, где удалось найти ранее неизвестные сведения о родственниках композитора Р. Шумана в Твери, а также тверской адрес, куда приезжали знаменитые музыканты, и где играла небольшой клавирабенд Клара Шуман. Была предпринята поездка в дер. Сосновицы Лихославльского р-на Тверской обл., где находилось имение дяди Шумана – Карла Шнабеля; там тоже побывали путешественники.

 

Фигура Николая Лодыженского, талантливого музыканта, примыкавшего к балакиревскому кружку, мало изучена в отечественном музыкознании. Почти неизвестны его романсы и совсем нет данных о тверских корнях его рода. Интересные материалы о Н.Н. Лодыженском удалось обнаружить в Кабинете рукописей РИИИ (Рос.института истории искусств в СПб.), а также в РГИА (Рос.гос.историч. архив), ЦГИА (Центр.гос. историч. архив) и ГАТО. В собрании РИИИ обнаружилась рукописная копия последнего вокального цикла Н. Лодыженского «Реквием любви».

 

Тверской период жизни и деятельности А.В. Александрова почти не известен широкому кругу музыкантов, особенно в сравнении с московским, когда Александров создал и возглавил Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии. Сбор данных о тверском периоде жизни замечательного музыканта проходил в фондах ГЦММК имени Глинки в Москве, где хранится архив А.В. Александрова.

 

В поисках данных о музыкальной жизни Твери была просмотрена тверская периодика, начиная с 1839 г. – начала выхода в свет газеты «Тверские губернские ведомости». Помимо нее использованы данные газет «Тверской вестник», «Новая тверская газета», «Тверской листок», «Тверская речь», «Тверская газета», хранящиеся в газетном фонде РНБ в СПб. Найдены упоминания о тверских музыкальных событиях и в периодических изданиях Москвы и Петербурга (журнал «Москвитянин», газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости»). Сбор данных о тверской музыкальной жизни осуществлялся также в библиотечных  фондах ТОУНБ им. А.М. Горького, научной библиотеки ТвГУ (Тверского гос. университета), а также РГБ, РНБ, библиотеки СПб. консерватории, РИИИ.

 

  • Персональная страница Н.К. Дроздецкой на сайте Бежецкого крааеведческого общества "Бежецкий край".

БИБЛИОГРАФИЯ
ПОЛНЫЕ ТЕКСТЫ