Сентябрь традиционно считается школьным месяцем. С первым днём осени начинается новый учебный год во всех российских средних и высших учебных заведениях. Это время для праздника и начала большого и ответственного труда для всех учеников, учащихся, студентов, их родителей, учителей и преподавателей, момент для ностальгических воспоминанияй о далёких школьных годах и возможности остаться благодарными и отдать дань доброй памяти первым учителям.


Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей.
Андрей Дементьев

 

Издание, начинавшееся как посвящение к 60-летнему юбилею Тверского областного института усовершенствования учителей, представляет собой серьёзный научный обобщающий труд с большим хронологическим и фактографическим охватом, в котором освещены неизвестные ранее события и открыты надолго забытые имена тверских педагогов и просветителей.

 

Его авторы — супружеская чета Ниловых. Галина Марковна — отличник народного просвещения, краевед. Борис Михайлович — кандидат исторических наук, ветеран Великой Отечественной войны. Исследователям удалось собрать под одной обложкой публикации, состоявшиеся в периодической печати разных лет, что систематизировать историю народного образования Тверского края, и рассказать о пути его реализации.

 

По признанию авторов, интерес к краеведческой науке и замысел этой книги появился давно — ещё в школьные и студенческие годы. Причём у каждого в отдельности, что в последствии способствовало совместному увлечению.

 

Причина тому — дружба с Арсением Дмитриевичем Баранцевым — редким поныне учителем литературы, до фанатизма влюблённым в постоянное изучение родного края, в литературное краеведение.

 

Благодаря А.Д. Баранцеву супруги Ниловы увлеклись историей семьи Бакуниных, самим Прямухиным — их родовым поместьем, именами Белинского, Тургенева и других писателей, часто и подолгу гостивших в этом замечательном уголке Тверского края у своих друзей.

 

Особое место в литературном краеведении занимал, конечно же, А.С. Пушкин. С его именем связаны Торжок и Старица, Берново, Грузины, Тверь и другие места нашего края. Готовились и совершали экскурсии и походы по этим местам, оформляли затем отчёты, фотоальбомы, зарисовки.

 

С именем А.П. Чехова была связана Удомельская земля. Именно здесь зародилась его пьеса «Чайка». А.Н. Островский бывал и в Твери, и в Ржеве, и в других уголках нашего края. И это нашло отражение в его пьесах, показавших провинциальную жизнь России второй половины XIX века.

 

Открытием стала информация о генерал-фельдмаршале И.В. Гурко, его имении в посёлке Сахарово тогда, когда об этом ещё никто не говорил. Вместе со своими учениками  — ребятами 5-7 классов — педагоги мы не раз посещали памятные места: заброшенный фамильный склеп, братскую могилу советских воинов, умерших здесь от ран в госпитале, располагавшемся во время Великой Отечественной войны в бывшем барском доме. Говорили и о крестьянском поэте Спиридоне Дрожжине, посещали его дом-музей в посёлке Завидово .

 

Литературное краеведение расширяло кругозор, перерастало в стремление узнать как можно больше о родной земле. Имея уже достаточно большой опыт педагогической работы, Галина Марковна и Борис Михайлович  столкнулись с потребностью узнать подробней о тверском педагогическом краеведении. Им было предложено в связи с подготовкой к 60-летнему юбилею областного института усовершенствования учителей воссоздать его историю и, по возможности, представить это в музее ИУУ, а печальная история музея народного образования Тверской области доказывала необходимость того.

 

С первых же шагов работы стало ясно, что об истории ИУУ можно говорить только в связи с историей развития народного образования Тверского края.

 

Институт открывался как важнейшее звено в системе повышения квалификации педагогических кадров, потребность в которых в 1930-е годы была очень велика, как результат поисков наиболее совершенной работы по оказанию методической помощи, обобщения и распространения лучшего учительского опыта, стремления создать систему в этой очень важной деятельности .

 

В результате исследовательской работы авторы обратились к созданию первых школ в Тверском крае в XVII-XVIII веках, сначала — монастырских, частных школ грамоты, затем — государственных цифирных во времена Петра I. Эти поиски привели нас к таким представителям Тверского края, как Палладий Роговский (Павел Рогов) из Калязина и Леонтий Магницкий (Теляшин) из Осташкова. Появились такие имена, как основатель в 1763 году первой школы для крестьянских детей в селе Мологино Алексий Раменский, положивший начало педагогической династии, которая уже третье столетие сеет «разумное, доброе, вечное» в нашем крае. А затем — удивительный подвижник С.А. Рачинский и его Татевская школа, П.П. Максимович и его женская учительская школа, земские школы и их учителя, такие, как С.А. Унковская, дочь известного земского деятеля и борца за освобождение крестьян А.М. Унковского, А.М. Лашина, Ф.М. Матвеева и другие.

 

При поддержке директора ИУУ Е.М. Муравьёва и редактора «Родника» А.Н. Быкова появилось много публикаций в областной учительской газете «Родник», вышла в свет брошюра «Основные этапы развития образования, подготовки учителей и повышения их квалификации в России и Тверском крае» (Е.М. Муравьёв, Г.М. Нилова), а через два года — книга, посвящённая истории ИУУ: «Становление системы повышения квалификации учителей Тверского края. Очерки истории» (Е.М. Муравьёв, Б.М. Нилов). Одновременно публиковались очерки не только в «Роднике», но и на страницах других периодических изданий («Вече Твери», «Тверские ведомости», «Вечерняя Тверь», «Вся Тверь» и др.), в различных изданиях по итогам конференций, в сборнике «Тверские памятные даты» и других.

 

Особенным этапом стала работа, относящаяся к периоду создания Калининской области. Появились из небытия такие имена, как Пухальский, Пожарский. Авторы окунулись в исследование материалов, связанных с репрессиями второй половины 1930-х годов, с известным «карельским» делом. Поиски материалов о П.Н. Пожарском, первом заведующем областным отделом народного образования Калининской области, привели нас к работе в архивных фондах, хранящихся в Центре документации новейшей истории. По запросам исследователей прислали 7 томов его уголовного дела. Удалось найти его дочь — С.П. Пожарскую, доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника ИВИ РАН, которая передала авторам для использования сохранившиеся в семье его фотографии и документы, что легло в основу очерка о нём Б.М. Нилова.

 

Следует упомянуть, что именно Пожарский очень серьёзно задумался о создании в области системы повышения квалификации и подготовки педагогических кадров. В 1936 году при нём был открыт местный институт повышения квалификации, областной методический кабинет. На их базе и появился в 1938 году Калининский областной институт усовершенствования учителей — один из первых в стране.

 

Работая уже непосредственно над историей ИУУ, авторы обратились к личности А.П. Сербского — его директора в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы (1942-1953), человека высокого духовного образованном (Тверская духовная семинария, Петербургская духовная академия, педагогический институт, аспирантура. Следом появились очерки о Е.Д. Петренко, Т.П. Пышнове, В.Н. Лавровской, Ф.М. Матвеевой, А.М. Лашиной, А.А. Зиборовой, И.А. Соловьёве, Н.М. Деньгове, Н.М. Лебедеве и других.

 

Музей был открыт к 60-летию ИУУ, вышла и книга по его истории со списочным составом всех без исключения его сотрудников с указанием должностей и времени работы в институте, но работа над всё новыми страницами педагогического краеведения продолжилась и продолжается до сих пор.

 

Отдельной вехой стало создание тематических биографических  видеофильмов, которые демонстрировались на курсах повышения квалификации для распространения передового педагогического опыта, для знакомства с важными страницами этой летописи, для пробуждения желания продолжить её. Они приобретались учителями, были переданы в ТвГУ, в музей Салтыкова-Щедрина, в некоторые школы.

 

За последние годы супругами Ниловыми был подготовлен целый ряд публикаций в периодической печати о П.П. Максимовиче, о земских школах и их учителях, об А.Д. Баранцеве, о школах во время Великой Отечественной войны, о заведующей гороно военного Ржева О.А. Зверевой, о школьном самоуправлении, о благотворительности в просвещении и многом другом.

 

Часть упомянутых исследований и публикаций вошли в представленный сборник. Авторы продолжают свой исследовательский поиск, открывая и для себя, и для своих читателей новые имена и дела лучших представителей педагогической профессии, которые должны быть известны потомкам.


Материалы по теме:

 

  • Нилова Галина Марковна : персональная страница автора в ББПК "Тверские авторы" : [автобиография, библиография, полные тексты].
  • Нилов Борис Михайлович : персональная страница автора в ББПК "Тверские авторы" : [автобиография, библиография, полные тексты].

 

Нилова, Галина Марковна. Тверское педагогическое краеведение : очерки / Галина Нилова, Борис Нилов. - Тверь : Интеграция: Образование и Наука, 2016. - 275 c. : ил., портр., табл., факс. ; 21 см. - Библиогр.: с. 256-257. - В вып. дан. авт.: Галина Марковна Нилова отличник нар. просвещения, Борис Михайлович Нилов, к.ист.н., доц. - С автогр. авт. - 500 экз. - ISBN 978-5-904914-10-3 (в пер.) : 300.00.