Нилова Галина Марковна – филолог, краевед, отличник просвещения СССР, общественный деятель. 

 

Автобиография

 

 

Родилась 5 января 1931 г. в Смоленской области. Семья наша жила в это время в Смоленске. Отец был служащим. В семье росли три дочки. Четвертая наша сестричка появилась в Калинине после войны, в 1948 году. В Смоленске мы прожили до 16 июля 1941 г. В этот день вместе с толпой беженцев и отступающими войсками покинули город, т.к. в него ворвались немцы. Детство моё тогда и закончилось. Те наши родственники, которые жили по другую сторону Днепра, оказались в оккупированном городе. Все они погибли от рук фашистов. С толпой беженцев мы в течение нескольких дней скитались, ночевали в лесу, в болотах. Дошли до Козельска, Спас-Деменска. Там беженцев сажали в товарные вагоны, на открытые платформы и отправляли на Восток. Ехали мы под сплошными бомбёжками довольно долго. Потом нас привезли в г. Острогожск Воронежской области. Но через некоторое время и там была объявлена эвакуация. Нас отправили с эшелоном на Урал. Так мы оказались в Чкаловской области сначала в одном, а потом в другом, казахском колхозе. В колхозе «Кзыл Жулдус» Акбулакского района мы жили и работали 2 года. Там даже не было никакой школы: ни казахской, ни русской.  В 1943 году оказались на станции Донгуз той же Чкаловской области, где в это время мобилизованным на Артарсенале № 1 работал наш отец. Артарсенал был эвакуирован с Украины, Харьковской области. На станции Донгуз мобилизованным разрешали жить с семьями. Мама и старшая сестра тоже стали работать на Арсенале. После освобождения г. Балаклея Харьковской области Артарсенал был возвращён на своё прежнее место весной 1944 г. Так мы оказались на Украине.

 

После демобилизации отца мы хотели вернуться в Смоленск, но там всё было разрушено, жить было негде, родных – никого. Временно, по приглашению директора Калининского ремонтно-механического завода (КРМЗ), с которым отец встретился случайно в поезде, решили пожить в Калинине. И остались здесь навсегда. КРМЗ вскоре вошёл в состав экскаваторного завода, где отец и проработал до последних дней жизни в 1964 году.

 

В 1950 году я окончила с медалью женскую среднюю школу № 10 (кстати, все мои сёстры в разное время тоже окончили с медалями школы нашего города, получили высшее образование). Поступила в Калининский государственный педагогический институт на отделение русского языка и литературы историко-филологического факультета. После окончания института по распределению вместе с мужем Борисом, окончившим исторический факультет годом раньше, работала в Лесном районе, в средней школе.

 

С первых же дней работы я очень хорошо поняла, что школы, тем более сельской, по существу, не знаю. Начиная свой педагогический путь, почувствовала, какое зло и для детей, и для учителей, и для родителей представляет собой второгодничество. А оно в те годы было довольно массовым. В моём 5-ом классе в Лесной средней школе было несколько второгодников, которые чувствовали себя изгоями. Стала искать пути к их сердцам, много занималась дополнительно, старалась сделать так, чтобы они поверили в себя. А себе, внутренне, дала слово, что сделаю всё, от меня зависящее, чтобы по моему предмету не было второгодников. И этому слову я осталась верна во время всей педагогической работы. Кроме 5-го у меня в первый год работы нагрузка была в 9 классе и в 8-ом, где я была и классным руководителем. Урочную работу связали мы с внеклассной по литературе: ставили сцены из пьес, готовили литературные композиции, с которыми выступали в соседних колхозах. Отношения с ребятами наладились сразу дружеские, доверительные. Это не очень нравилось некоторым учителям, которые считали, что с учениками учитель должен быть всегда строг и требователен. «Они вам на шею сядут», - неоднократно предупреждал меня учитель математики, которого ученики страшно боялись. Но ничего этого не произошло.

 

Лесная школа меня многому научила, а главное – уметь отстаивать своё мнение, защищать справедливость по отношению к ученикам, не соглашаться с расхожим тезисом, что «учитель всегда прав». На всю жизнь сохранились у нас хорошие отношения с теми первыми учениками и со многими замечательными учителями Лесного района.

 

После того, как мужа избрали на работу в обком комсомола, через несколько месяцев (я дала своим ученикам честное комсомольское слово, что до конца учебного года их не оставлю) переехала в Калинин и я с дочкой. Вскоре стала учителем русского языка и литературы в средней школе № 6. Вспоминаю её с благодарностью, особенно таких замечательных завучей, как Николай Николаевич Лулаков и Анна Николаевна Дмитриева. Они давали возможность молодым учителям проявлять самостоятельность, заниматься творческими поисками, предостерегали от многих ошибок.

 

Помню, как в поисках путей для активного внеклассного чтения, я решила в 5 классе вывесить приготовленную наподобие кассы с буквами в начальной школе наглядную таблицу с карманами с фамилией каждого ученика. В карманчик помещалась карточка с записью прочитанной книги. Карточку заполнял каждый сам. В конце каждого месяца, к уроку-обобщению по внеклассному чтению, группа выделенных ребят подводила итоги: кто, сколько и какие книги прочитал. Выбирались вместе для коллективного обсуждения. Проходили уроки очень живо, интересно, задавались вопросы. После таких уроков школьная библиотекарь говорила мне, что многие ребята приходили за книгами, которые их заинтересовали. Это были не только те, которые значились в рекомендательных списках. Николая Николаевича я несколько раз видела после уроков у этой кассы. Меня он в этом плане поддержал, как и то, что у нас был кружок занимательной грамматики и ещё много интересного.

 

Из 6-ой школы уходила с сожалением. Бориса Михайловича назначили директором средней школы № 19 в Мигалово, где нам дали квартиру. До этого мы жили с его родителями в маленькой 6-метровой комнате, а в семье уже росли две доченьки. Я затем работала учителем в СШ № 19, в школе № 22 (после переезда из Мигалова), завучем средней школы № 11 (около 10 лет).

 

После того, как я прошла курсы повышения квалификации завучей  при институте усовершенствования учителей (ИУУ), Иван Алексеевич Соловьёв – заведующий кабинетом повышения квалификации руководящих кадров несколько раз приглашал меня для выступления. Он собирался на пенсию и настойчиво предлагал директору института Т.П. Пышнову мою кандидатуру на своё место. Я этого не знала. В октябре 1976 года меня перевели на работу в ИУУ, в кабинет Ивана Алексеевича, хотя я и отказывалась. Мы с ним проработали несколько месяцев. А затем я около 10 лет возглавляла этот кабинет. Работа была новой и совсем не похожей на прежнюю. Я ещё несколько лет вела уроки литературы в старших классах своей СШ № 11, пока её не закрыли на капитальный ремонт.

 

Тимофей Прокофьевич Пышнов помог моему становлению как методиста. Курсы, лекции, командировки очень способствовали расширению представления о педагогической работе, о школах, учителях, их проблемах. Мы, методисты, постоянно повышали квалификацию на различных курсах, семинарах, конференциях при центральном институте повышения квалификации в Москве, слушали выступления видных учёных, работников Министерства. Некоторых из них потом приглашали к себе в Калинин.

 

После ухода на пенсию я много выступала и в городе, и в области по линии областной организации общества «Знание» с циклами лекций. Была даже награждена правлением Всесоюзного общества «Знание» знаком «За активную работу». Самыми дорогими своими наградами считаю «Отличник народного просвещения» и «Отличник просвещения СССР». Есть у меня и медаль «За доблестный труд к 100-летию рождения В.И. Ленина», юбилейные медали.

 

В 1994 году меня пригласили снова поработать в ИУУ для того, чтобы создать музей истории института. С этого момента начинается новое увлечение краеведением, краеведением педагогическим. Оно связано было с работой в архивах, с изучением самых различных документальных источников, со встречами, поездками, перепиской и т.д. Это стало нашим совместным с Борисом Михайловичем увлечением. В результате появилось несколько десятков публикаций в различных газетах («Родник», «Вечерняя Тверь», «Вся Тверь», «Тверская жизнь», «Тверские ведомости»), сборниках, материалах конференций, в «Тверских памятных датах», вышли две книги.

 

Работая над историей областного ИУУ, мы старались показать её через конкретных людей и их дела. Так появлялись очерки о А.П. Сербском, П.Н. Пожарском, Е.Н. Петренко, Т.П. Пышнове и других.

 

Музей был открыт к 60-летию ИУУ, вышла книга по его истории со списочным составом всех без исключения его сотрудников, с указанием должностей и времени работы. Но работа над всё новыми страницами педагогического краеведения продолжалась и продолжается до сих пор. Были подготовлены сценарии и совместно с заведующим кабинетом технических средств обучения Геннадием Васильевичем Анисимовым созданы учебные видеофильмы, которые пользовались большим спросом на курсах повышения квалификации учителей:

 

  • «На берегах Итомли» — о династии учителей Раменских и Ржевском районном музее народного образования;
  • «С.А. Рачинский и Татевская школа»;
  • «От музея школьного к муниципальному» — о музее Н. П. Богданова-Бельского в Татеве;
  • «А. Б. Богоявленский из Таложни»;
  • «Поиску быть!» — об А. М. Унковском и учащихся Суховерковской школы;
  • «А.М. Унковский — видный общественный деятель, борец за освобождение крестьян» — экскурсионный маршрут : Тверь — Дмитрюково — Колталово;
  • «Мирновская средняя школа. А. А. Воскресенский – дедушка русской химии»
  • другие фильмы.

 

За последние годы появилось ряд публикаций о земских школах и их учителях, о благотворителях-меценатах (А. Глинка, В. Морозова и др.), о школьных зданиях и т.д. Этот большой и интересный материал подтолкнул нас к мысли о создании книги очерков о тверском педагогическом краеведении, которое богато многими событиями и именами, известными не только в нашем крае. И эта работа далеко не исчерпана. В книге опубликованы лишь отдельные очерки.

 

Нам хотелось вызвать этой публикацией интерес к проблемам школьного краеведения, созданию местных музеев, рассказывающих об интересных людях, учителях-подвижниках, учительских династиях, а их на Тверской земле много. Такая работа нужна для связи времён и поколений, для более глубокого осмысления прошлого и настоящего, для сохранения лучших традиций отечественного народного просвещения в будущем.


БИБЛИОГРАФИЯ
ПОЛНЫЕ ТЕКСТЫ