Спектакль имеет интересную судьбу. Создатель спектакля, заслуженный артист России Георгий Николаевич Пономарёв, являясь одновременно инсценировщиком романа Дмитрия Балашова, режиссёром, художником спектакля и его же исполнителем, прикоснувшись к имени Небесного Покровителя Твери в 1985 году, постепенно углубляясь в неё, серьёзно занялся изучением этого мало известного периода отечественной истории. Г.Н. Пономарёв выпустил ряд исследовательских научных работ и это дало возможность ему, как автору, составить свой личный взгляд на описываемые события и перейти от простого инсценирования к самостоятельному написанию новых сцен.
В 1989 году во время гастролей Тверского Академического театра драмы в городе Оснабрюк в Германии Г.Н. Пономарёвым были сыграны фрагменты спектакля на немецком языке и это имело доброжелательный отзыв немецкой прессы. В том же 1989 году на спектакле побывал автор романа "Великий стол" Дмитрий Балашов, который дал высокую оценку спектаклю. Спектакль видели зрители многих городов тверской области, в 1992 году он был показан московскому зрителю на сцене ЦДРИ.
Российское телевидение дважды рассказывало об этом спектакле: в 1992 году в передаче “Белая ворона” и в 1994 году в передаче "Тверь — былое и настоящее". В 1996 году — году 725 годовщины со дня рождения Михаила Тверского тверское телевидение записало этот спектакль на плёнку. В том же году московское областное радио дважды давало возможность слушателям Москвы и её области познакомиться с радиовариантом этого спектакля. Радио “Россия” неоднократно делало передачи, как о Михаиле Тверском, так и о самом спектакле.
В юбилейном 1996 году, когда впервые в России была проведена международная конференция, посвящённая памяти Михаила Тверского, вниманию участников конференции был предложен и моноспектакль "Михаил Тверской".
Своим научным руководителем, который на протяжении жизни спектакля оказывал неоценимую научную консультативную помощь, автор считает одного из самых глубоких знатоков тверского средневековья доктора исторических наук В.А. Кучкина. Зрителями спектакля, давшими ему высокую оценку были такие деятели науки и искусства, как академик С.О. Шмидт, доктора наук Е.М. Верещагин, Г.В. Попов, народные артисты России Н.И. Корниенко, Э.Е. Марцевич и другие. Положительно оценил спектакль и губернатор тверской области, присутствовавший на юбилейном спектакле 22 марта 1998 года, когда общественность города отметила его 10-ю годовщину.
Юбилейный год 10-летия спектакля “Михаил Тверской” ознаменовался для Георгия Николаевича ещё одним важным событием. Он осуществил свою давнюю мечту: создал второй моноспектакль — "Алексий и Михаил" о внуке Михаила Тверского, Михаиле Александровиче Тверском. События этого моноспектакля развиваются на протяжении 10 лет и заканчиваются за 5 лет до Куликовской битвы осадой Твери войсками русских княжеств, которые привела под стены Твери Москва.
В этой работе Г.Н. Пономарёв выступает уже как самостоятельный драматург. Им написана пьеса по мотивам романа Дмитрия Балашова “Отречение”. Г.Н. Пономарёв предлагает свой, отличный от общепринятого в исторической науке, взгляд на освещаемый период русской истории. Если историческая наука рассматривает события 1375 года: штурм Твери, отказ её от притязаний на высшую власть на Руси и подписание ею договора о вассальной зависимости от Москвы, как безусловное сокрушительное военное поражение Твери, то автор спектакля “Алексий и Михаил” подводит зрителя к мысли, что не было, как такового, военного поражения. Был акт самопожертвования Твери, акт её милосердия ко всей русской земле. Ибо в той, длящейся уже более ста лет княжеской усобице, которой умело пользовалась Орда, в противостоянии двух главных, самых мощных центров Руси того времени Твери и Москвы, кто-то должен был уступить. И Тверской князь Михаил Александрович нашёл в себе силы смирить гордыню и сделать этот шаг.
Действие спектакля развивается на фоне противостояния двух, быть может, самых ярких на Руси фигур во второй половине XIV столетия: митрополита Алексия и внука Михаила Святого — Михаила Александровича Тверского. Митрополит Алексий, будучи регентом малолетнего князя Дмитрия Ивановича, будущего Дмитрия Донского, являлся, по сути, нашим русским Ришелье. Именно он открыл и дал Руси Сергия Радонежского, именно он в большей степени и подготовил нашу победу на поле Куликовом, хотя сам и не дожил до этого великого дня.
В отличии от спектакля-предшественника, "Алексей и Михаил" выбыл из действующего репертуара театра, войдя в его золотую сокровищницу. За прошедшие годы, беря во внимание многочисленные гастрольные варианты "отеческой" постановки, трудно сказать каков он истинный порядковый номер моноспектакля "Михаил Тверкой". Объективно то, что он давно уже перевалил за цифру 1000. Более того, если на премьере спектакль шёл около полтора часов, то теперь он идёт без 10 минут два часа.
Спектакль, рассказывающий о далёком русском средневековье, исполняемый одним актёром, играющим всех действующих лиц, казалось, очень быстро выйдет из репертуара театра. Но вот идут годы, а зрительный зал на "Михаиле Тверском" всё ещё полный. В 2018 году для зрителей, почтивших вниманием моноспектакль "Михаил Тверской", зановес на сцене Тверского Академического театра драмы поднялся юбилейный 30-ый раз.
Материалы по теме:
Пономарев, Георгий Николаевич. Михаил Тверской : видеоверсия моноспектакля в 3-х актах по мотивам романа Дм. Балашова "Великий стол" / Г. Н. Пономарев; постан. и исполн. Г. Н. Пономарев. - Тверь: Б.и., 2009. - Содерж.: Акт 1. Великое княжение ; Акт 2. Мы поднялись с колен : Ч. 1, Ч. 2 ; Акт 3. За други своя : Ч. 1, Ч. 2 ; Об авторе [Текст читает Н. Энгелейкова]. - Премьера спектакля состоялась 20 марта 1988 года на сцене Тверского академического театра драмы. - Продолжительность: 2 часа.
Пономарёв, Георгий Николаевич. Интервью Продюсерской компании "Русь" в рамках Первого тверского православного кинофестиваля "Русское сердце", приуроченного к 700-летию Бортеневcкой битвы 22 декабря 1317 года (г. Тверь, 19-20 декабря 2017 г.) / Георгий Пономарёв; реж. Ирина Соина. - Москва: Продюсерская компания "Русь" © , 2017. - Продолжительность: 10 мин. - [На правах автора].