Памяти великого Льва Николаевича Толстого

9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии родился Лев Николаевич Толстой — один из самых известных писателей и философов в мире. Его взгляды и убеждения легли в основу религиозно-философского течения. Литературное наследие писателя составило 90 томов художественных и публицистических произведений, дневниковых заметок и писем, а самого мыслителя не раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе и Нобелевскую премию мира.


"Просидеть иногда вечер у него это значит войти сразу же в курс самых животрепещущих вопросов,
волнующих в данное время всю мыслящую часть общества,
и познакомиться с представителями всевозможнейших слоев и настроений".

 

9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии родился Лев Николаевич Толстой — один из самых известных писателей и философов в мире. Его взгляды и убеждения легли в основу целого религиозно-философского течения, которое называют толстовством. Литературное наследие писателя составило 90 томов художественных и публицистических произведений, дневниковых заметок и писем, а самого его не раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе и Нобелевскую премию мира.

 

С Тверским краем Льва Толстого связали две поездки 1858 и 1881 годов. Так, он посетил Вышневолоцкий уезд 21-22 января 1858 года по приглашению Степана Степановича Громеки, начальника жандармского дивизиона Николаевской дороги, удосужившегося пригласить писателя на охоту, которая едва не закончилась трагически. Раненная Толстым медведица чуть не растерзала писателя, спас его Архип Осташков, руководивший охотой. Историю эту сам Толстой позднее изложил в рассказе «Охота пуще неволи» (1875).

 

К началу 1860-х годов Толстого захватил замысел нового большого произведения, который облёк форму романа-эпопеи «Война и мир» (1869). Затем последовал роман «Анна Каренина» (1877), который непосредственно подводил автора к идейному «перелому» и к окончательному переходу на позиции патриархального крестьянства. Новое миросозерцание Толстого широко выразилось в его произведениях «Исповедь» (1880) и «В чем моя вера?» (1884).

 

С духовными исканиями связана памятная для Толстого поездка в Тверскую губернию, которая состоялась зимой 1881 года. Он был в гостях у Т.Н. Повало-Швейковского — предводителя новоторжского уездного дворянства. Там же он встретил Александра Александровича Бакунина (1821-1908), вместе с которым участвовал в обороне Севастополя. Посетил он и своего старого знакомого, писателя-философа Павла Александровича Бакунина, жившего в своем имении Прямухино Новоторжского уезда.

 

Эта поездка в Тверскую губернию была вызвана желанием писателя лично познакомиться с крестьянином Новоторжского уезда Василием Кирилловичем Сютаевым (1819-1890), жившим в деревне Шевелино. В 1874 году Сютаев основал в Шевелине своеобразную общину, выступал с проповедью идей свободы, всеобщего братства, не признавал обрядов православной церкви, по-своему толковал Евангелие, отрицал частную собственность, войну, проповедовал религиозную терпимость. Сын Сютаева, разделяя убеждения отца, отказался от военной службы, за что отбывал наказание в шлиссельбургском дисциплинарном батальоне.

 

Многие идеи Сютаева оказались близки писателю. В январе 1882 года Сютаев, по приглашению Толстого, приезжал в Москву, в июне 1888 года посетил Ясную Поляну. Н.Н. Гусев, секретарь Толстого, вспоминал: «Глубоко запомнилось Толстому одно изречение Сютаева, которое тот часто повторял: «Всё в тебе, в любви». В романе «Воскресение» оно вложено в уста одного из персонажей, для которого В.К. Сютаев и послужил прототипом.

 

Среди тверских знакомых Толстого был С.А. Рачинский (1833-1902) — педагог, преподававший с 1875 года в школе села Татево (ныне — Оленинский район Тверской области), основанной его отцом в 1861 году. С Толстым Рачинский познакомился в конце 1850-х годов. Беседы с писателем усилили его интерес к проблемам народного просвещения. Кроме грамматики и арифметики в школе Рачинского шли уроки природоведения, сельского хозяйства, рисования, черчения. Большое внимание уделялось эстетическому воспитанию: был создан хор, велись курсы рисования, была организована художественная мастерская высокого уровня. Рачинский интересовался педагогическими замыслами Толстого и полемизировал с ним по вопросам воспитания крестьянских детей и роли сельского учителя в просвещении народа. К 1870-1890-м годам относится переписка Рачинского с Толстым, который из Ясной Поляны писал к нему в Татево, высоко оценивая его просветительскую деятельность.


Материалы по теме:

 

Сергеенко, Петр Алексеевич (1854-1930). Как живет и работает гр. Л.Н. Толстой / П. Сергеенко. - Москва : Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и К., 1898. - [2], 106 с., [1] л. ил. : ил., портр., факс. ; 24 см.