Памяти композитора Вениамина Флейшмана : к 100-летию со дня рождения / Бежецкое научное краеведческое общество по изучению истории и культуры местного края ; [ред.-сост. - Н.К. Дроздецкая]. - Тверь : Гид, 2013. - 87 с. : ил., портр., нот., факс. ; 27 см. + 1 электрон. опт. диск. - С автогр. сост.


Вениамин Флейшман родился в Бежецке — маленьком старинном городе Тверской губернии. Музыкант-самоучка, он играл на скрипке в самодеятельном музыкальном ансамбле, руководимом учителем химии В.М. Переслегиным. Тот был кларнетистом – любителем и сам делал аранжировки популярных произведений музыкальной классики. Ансамбль, в шутку называемый в Бежецке ПерСимфАнсом, исполнял танцы из оперы Глинки «Иван Сусанин», «Чардаш» Монти... По воспоминаниям старшей сестры Дины, тоже участницы ансамбля, Вениамин начал сочинять музыку в 16 лет.
 
Исполняя желание родителей, Вениамин поступает в Ленинградский индустриальный ин­ститут. Но музыка властно звала к себе, и он становится студентом 1-го музыкального техникума (класс композиции М. Юдина). В 1937 Флейшман поступает в Ленинградскую консерваторию в класс проф. Д. Шостаковича.
 
Вениамин Флейшман трудился над «Скрипкой Ротшильда» несколько лет, упорно оттачивая и совершенствуя интонационный пласт оперы. Уходя добровольцем на фронт, так и не завершил свой опус. Рукопись оперы — клавир и незаконченная партитура — были сданы им в фонд Ленинградского отделения Союза композиторов.
Д.Д. Шостакович счел своим долгом сохранить для потомков детище ученика. Он завершил и дооркестровал оперу Флейшмана, активно способствовал ее исполнению в 1960. Тогда же была сделана запись «Скрипки Ротшильда» на Всесоюзном радио п/у Г.Н. Рождественского.
 
Идея создания сборника памяти В. Флейшмана исходила от Бежецкого краеведческого обще­ства и его председателя Анны Ивановны Таранич, известного в городе педагога. В Бежецкой библиотеке им. В.Я. Шишкова состоялся вечер памяти Вениамина Флейшмана. Библиотечный зал был полон — оказалось, что бежечанам дорога память о земляке. Материалы для сборника собирались всем миром. В домашних фотоальбомах бежечан нашлись уникальные фотографии родителей Вениамина — дантиста Иосифа Ароновича и его жены, учительницы Рахили Моисеевны Флейшман. Обнаружилась переписка Дины Флейшман (1910-1989) с бежецким краеведом Борисом Тарасовым, содержащая бесценную информацию о детстве и юности Вениамина.
 
Стремлением собрать воедино весь исследовательский и мемуарный материал руководствова­лись создатели сборника. В него вошли семь статей, посвяшенных жизни и творчеству В. Флейшмана. Среди них особую значимость имеет работа молодого музыковеда Елены Силиной, исследую­щая период учебы Флейшмана в Ленинградской консерватории (защита ее диплома «Вениамин Флейшман — ученик Шостаковича», написанного под руководством проф. Л.Г. Ковнацкой, состоялась в 1999).
 
Автор статьи внимательно изучила стенограммы и протоколы заседаний кафедры композиции, которые фиксировали обсуждения новых работ молодых композиторов. Активную полемику вызвала опера В. Флейшмана «Скрипка Ротшильда». Подробные цитаты из протоколов обсуждения сегодня читаются с захватывающим интересом — они характеризуют тот духовный мир, в котором жили Вениамин и его современники.
 
Обсуждение своего произведения Флейшман предварил характеристикой главного героя оперы, скрипача Якова Бронзы — он безусловно мелочный и угрюмый человек. В то же время Бронза является художником — он оставляет после себя мелодию. В предчувствии близкой смерти Яков дарит свою скрипку флейтисту Ротшильду — в знак примирения после ссоры.
 
После прослушивания музыки оперы развернулась бурная дискуссия, участники которой вы­сказали композитору ряд критических замечаний (В. Дешевов, М. Чулаки, П. Серебряков, М. Гнесин, Б. Клюзнер), суть которых сводилась к тому, что мрачный чеховский сюжет вынуждает Флейшмана обращаться только к черным краскам, а необходимо научиться писать светлую, понятную, мелодиче­скую музыку. В опере совсем отсутствует идея народности; кроме того, молодой композитор слишком долго работает над одним сочинением — это может тормозить его профессиональный рост.
 
Ответное выступление Вениамина поразило присутствующих резкостью и страстностью, с ко­торыми он защищал свой композиторский выбор как литературного текста, так и музыкальных средств. Флейшман обрушился на «патентованный и казенный оптимизм», защищая право художника на нестандартное осуществление замысла.
 
В мемориальный сборник вошли также три ранее опубликованные статьи о В. Флейшмане — Г. Головинского, Е. Брусковой и А. Лившица. Работа Г. Головинского «С любовью к человеку» была опубликована в журнале «Советская музыка» (1962, № 5). Автор подробно анализирует воплощение композиторского замысла в опере, определяя его как «пробуждение человеческого в человеке». Статьи А. Лившица и Е. Брусковой являются монографическими и сообщают ряд неизвестных фактов из жизни композитора. Так, на основании воспоминаний однокурсника Флейшмана, композитора И. Доброго Лившицу удалось установить дату гибели В. Флейшмана в бою за Красное Село под Ленин­градом.
 
Когда мемориальный сборник уже был подготовлен к печати, в Архиве Дмитрия Шостаковича обнаружился интереснейший документ — письма и воспоминания Константина Манжина, сельского учителя и друга юности Вениамина. Автор характеризует В. Флейшмана как человека будущего времени: «Вся молодежь относилась к Вене очень хорошо. Да и как плохо можно относиться к человеку, который ко всем по-товарищески расположен, делится всем, чем может! Помню, весной одному парню-бедняку Веня отдал свою лучшую рубаху и костюм, чтобы тот мог идти на гулянье в соседнюю деревню!»
 
Новые данные опубликованных материалов позволили уточнить и дополнить биографию В. Флейшмана, краткое жизнеописание которого помещено в заключение сборника.
 
Музыкальный финал оперы, начинающийся мелодией скрипки и оркестрованный Д. Шостако­вичем, записан на компакт-диск в исполнении оркестра п/у Г.Н. Рождественского; он завершает издание.
 
Сборник, посвященный композитору Вениамину Флейшману, будет познавателен и интересен широкому кругу читателей — краеведам, музыкантам, историкам.
 
Областная библиотека выражает благодарность автору исследования Дроздецкой Нине Константиновне Дроздецкой — музыковеду, педагогу, краеведу, кандидату искусствоведения и Анне Ивановне Таранич за многолетнее сотрудничество и предоставленную возможность открытой публикации электронной версии мемориального издания в рамках проекта "Электронная библиотека".