Памяти хранителя кукольного дома

22 августа 1905 года родился Александр Миронович Ильвовский — актёр, режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР, родоночальник театрального мастерства кукольника на Тверской земле.


История Тверского театра кукол началась за шесть лет до приезда в Калинин (Тверь) Александра Мироновича Ильвовского, но именно с именем этого режиссера связывают становление и развитие театра. Он не только был талантливым руководителей и режиссером, мастерской рукой которого в репертуар театра вошли самые блестящие спектакли — под его началом театр обрел свой постоянный дом, ставший для многих поколений тверичан родным и теплым, какими бывают только заботливые родительские руки.

 

Александр Ильвовский родился 22 марта (по тексту «Тверских памятных дат - 2020» — августа) 1905 года в большой семье, где было пятеро детей. Прервав юридическое образование, поступил в Симферопольский театральный техникум. По его окончанию в 1924 году с началом творческой деятельности с 1925 по 1936 годы сменил восемь театров, начиная актёрский путь в родном городе, затем в Твери (1926-1927), Ульяновске (1929), Вологде, Рязани, Туле и др. В Калужском театре драмы последнем прошёл путь от рядового актёра до заместителя, а потом и директором театра.

 

Летом 1944 года Ильвовского направляют в освобожденный Крым в должности  актера и одновременно директора Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького, в котором он некогда начинал свою театральную карьеру.

 

В списке ролей Ильвовского за 1930-1940-е годы Пушкин и Арман Дюваль из «Дамы с камелиями», Риварес из «Овода», Гарри Смит из «Русского вопроса», Жадов, Сталин, Павел Греков (1930-1940-е гг.).

 

В 1949 году в театре сложилась трудная служебная обстановка, подогретая артистическими амбициями, и  Александр Миронович покинул театр, более не вернувшись в родные стены.

 

Лекарством для души стало новое направление работы: в сорок пять лет именитый драматический актер впервые стал кукольником и профессиональным режиссером — в 1950 году он переезжает в Калинин и берет под своё крыло театр кукол.  

 

В это период кукольные представления игрались на разных сценических площадках города — в иных театрах, Дворцах культуры, клубах, красных уголках, открытых сценах города. Несмотря на это, новый режиссер с азартом приступил к репетициям новых спектаклей, и уже через год, став главным режиссером, «шлифовал» весь имеющийся репертуар театра. Он поставил свыше ста спектаклей, среди которых «По щучьему велению» Е. Тараховской (1966), представленный в финале Фестиваля театров кукол в Москве в театре Сергея Образцова (1967), «Большой Иван» С. Преображенской и С. Образцова (1970), «Аистенок и Пугало» по сказке Л. Лопейской и А. Крчуловой, «Приключения муравья Ферды и жука Футлика», «Золотая пряжа», «Волшебная лампа Алладина», «Пестрые рассказы», «Золотая пряжа» и др.

 

С 1958 года А.М. Извольский — член президиума советского центра Международного союза деятелей театра кукол («УНИМА»), член пленума Всесоюзного театрального общества.

 

В 1960 году Александр Миронович Ильвовский был утверждён на должность директора Калининского театра кукол. 23 октября 1963 года удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

 

В 1968-1977 гг. А.М. Извольский становится  председателем правления Калининского отделения Всесоюзного театрального общества. В эти же годы он избирался депутатом Калининского городского совета депутатов трудящихся.

 

Под началом Александра Ильвовского в 1975 году театр обрёл обновленное здание. Он лично руководил стройкой и отделочными работами, за что в кругу коллег и строителей получил доброе прозвище «прораб». Новый кукольный дом он по-хозяйски стремился заполнить сказочной атмосферой.

 

— Принято считать, — говорил он в одном из своих интервью, —  что театр начинается с вешалки. А мы хотим, чтобы он начинался с подъезда. Хотим свое здание снаружи украсить так, чтобы до входа в театр детвора прониклась радостью встречи со сказкой. И это не бесплодная мечта.

 

К 1977 году тверскими художниками Всеволодом Солодовым, Николаем Дочкиным и Борисом Запрудновым  была завершена роспись стен фойе театра, с которых смотрели герои русских народных сказок. Дмитрием Мамоновым разработан эскиз оформления фасада, где со временем появилось керамическое панно. Парадный вход здания со стороны проспекта Победы украсил приветственный тематический барельеф, знакомый всем жителям города. А внутри каждого, кто приходил в театр, ждал сюрприз: фойе второго этажа театра было оборудовано под «Живой уголок», где  жили белки, попугаи, канарейки, чьи переливные трели напоминали пение диковинных сказочных птицы.

 

На обновленной сцене театра мастеру суждено было проработать не более трех лет. За столь короткий срок в режиссуре Ильвовского были выпущены, пожалуй, самые чудесные и любимые зрителем кукольные представления, в том числе, «Очень умные игрушки», поставленный по пьесе Заходера, и ставший знаменитым спектакль для взрослых «Божественная комедия» И. Штока (1976).

 

По-советски светлому и доброму мастеру, рачитому хозяину кукольного дома, нашему (калининскому) Карабасу Барабасу удалось и главное — собрать и сроднить яркий творческий коллектив театра. В 1979 году пост директора театра унаследовал ученик Ильвовского Владимир Никитин (до 1989).

 

Настоящий художественный руководитель театра Сергей Белкин рассказывает: «Александр Миронович создал первоначальную труппу, и она составила настоящую славу театру. Искусство театра кукол не может существовать отдельно от тех, кто его реализует — артистов, которые до сих пор помнят принципы Ильвовского. Я надеюсь, что во многом мои взгляды на искусство театра кукол совпадают с теми, которые исповедовал он сам. У меня, как и у Ильвовского, и Владимира Никитина, принципиальное отношение к репертуарной политике. Предпочтение отдается произведениям из золотого фонда мировой литературы, потому что любому ребенку интересно и важно в театре встретиться с теми героями и историями, которые дома им рассказывают родители».

 

В последние годы, будучи тяжело больным, Александр Миронович приходил в театр и, как глубоко интеллигентный человек, сохранил в себе уважительное отношение к сцене и её служителям. Он предстоял свои коллегам в неизменном костюме, белоснежной рубашке и галстуке, оставаясь вежливым и предупредительным, но строгим и требователены как к себе, так и к другим. Эту традицию, заложенную Ильвовским, в Тверском театре кукол бережно и неуклонно сохраняют до сих пор.

 

Александр Миронович  Ильвовский  покинул этот мир 16 августа 1978 года и был погребен на Дмитрово-Черкасском кладбище. Видимо, мироздание нуждалось в опытном, но более в открытом душой и чистым сердцем кукловоде. В память о первом режиссере на фасаде Тверского государственного театра кукол установлена мемориальная доска.


Материалы по теме:
 

Тверской государственный театр кукол : [набор открыток]. - Тверь : Интерсервис, [1994]. - 15 отд. л. в обл.

 

 

 

Тверской государственный театр кукол / [Ком. по делам культуры администрации Твер. обл.]. - Тверь : Тверская жизнь, 2004. - 28 с. : ил.

 

 

 

Смотр творческой молодежи театра кукол / Калининское областное управление культуры, Калининское отделение ВТО, Калининский театр кукол ; отв. за вып. Р.Я. Готкина. - Калинин : [б. и.], 1974. - 8 с. : ил.

 

 

Тверской государственный театр кукол. 1944-2014 : [буклет]. - [Тверь : Тверской государственный театр кукол, 2014]. - [20] с. : ил., портр. ; 20 см. - На обл.: 2014 год культуры.

 

Тверской государственный театр кукол. - [Тверь : Контур Плюс, 2008]. - [16] с. : ил., портр. ; 22 см. + прил.: [10] буклетов и комплект открыток. - Книга и приложения вложены в папку.