К истории железнодорожной станции "Тверь"

29 июня 1850 года открыта железнодорожная станция "Тверь" — крупнейший транспортный узел Тверской губернии. Построен как станция I класса Петербургско-Московской Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. Открытие состоялось одновременно с пуском движения на участке Тверь – Вышний Волочёк.


В комплексе станции находятся: круглое депо на 22 стойла с поворотным кругом, островной железнодорожный вокзал, водонапорная башня. Здание вокзала построено в 1845–1848 гг. по типовому проекту (подобные возведены в Малой Вишере, Бологом и Клину) архитектора Р.А. Желязевича под руководством инженер-подполковника П.А. Мейнгардта. Вокзал предоставлял пассажирам залы ожидания 1-го, 2-го и 3-го классов, а также «царские комнаты» (находились в полуротонде), предназначавшиеся для пребывания лиц императорской фамилии во время передвижения по дороге. В интерьере комнат использовались драпировка, цветные и зеркальные стекла, золоченые багеты, дубовый паркет, мраморные камины. 

 

Восемью годами ранее — 13 февраля 1842 года — Император Николай I подписал Указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Николаевская железная дорога (до 1855 года — Петербурго-Московская, с 1923 года переименована в Октябрьскую) — третья железная дорога по счёту в Российской империи.

 

Построенная в середине XIX века, дорога до сей поры обеспечивает железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и Москвой. Научно-техническое обоснование строительства дороги составлено профессорами Санкт-Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения полковником Н. О. Крафтом и подполковником П. П. Мельниковым. По проекту — длина трассы 652 км (на итог протяжённость дороги составила 645 км (604 версты)), путь двухколейный по кратчайшему направлению, минуя Новгород и Торжок, земляные работы в объёме 50,5 млн. кубометров, ширина колеи 5 футов (1524 мм). Движение открыто в 1851 году. Позже к Николаевской железной дороге были присоединены другие линии. Дорога проходила по территориям Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Витебской и Смоленской губерний. Николаевская дорога стала первой двухпутной казённой железной дорогой в Российской Империи и положила начало созданию в государстве железнодорожной сети общегосударственного значения.

 

Примечателен факт, что 4 августа 1914 года (через два дня после объявления войны) на станции Тверь состоялась торжественная встреча императора Николая II и его Августейшего семейства, о которой впоследствии сообщала местная пресса. Из августовского номера газеты «Тверские губернские ведомости» за 1914 год: «В понедельник 4 августа в 10 часов 40 минут утра Императорский поезд с Их Императорскими Величествами, следуя в Москву, прибыл в Тверь. На вокзале многочисленная толпа встречала Императорский поезд криками «Ура!». На выходе из вагона Государь Император был встречен Губернатором Бюнтингом... Супруга Губернатора и Губернский предводитель дворянства имели счастие поднести Государыне Императрице и Августейшим дочерям Их Величеств букеты живых цветов. Государыня Императрица удостоила милостивым вниманием находившихся на станции сестер милосердия. Императорский поезд отошёл под звуки народного гимна и восторженные крики «Ура!».

 

Второй, четырехдневный, ознакомительный визит государя в Тверь состоялся годом спустя - 21-25 апреля 1915 года. Император Николай II посетил Тверской музей и Спасо-Преображенский собор. Хранитель музея Владимир Колосов составил подробный отчёт о посещении музея императором. Императору же были предподнесены издания Тверской ученой архивной комиссии, Описания Тверского музея. Далее государем был продолжен осмотр госпиталей и лазаретов города. Так например, находясь в лазарете Тверского губернского земства, расположенного в помещении Дворянского собрания он вручил 24 Георгиевские медали. В лазарете Тверской Серебряной общины Красного Креста владелец мануфактуры Морозов передал императору «…сто тысяч рублей на нужды благотворения для больных и раненых воинов». После обеда, «…который состоялся в 7 часов 30 минут в Императорском поезде» государь «в 9 ¾ ч. вечера… изволил отбыть из Твери…».

 

В начале 2020 года "Горьковка" приступила к реализации проекта по переводу в цифровой формат краеведческих изданий соответствующей тематики и созданию электронной коллекции документов по истории Николаевской железной дороги, а именно её "Тверскому отрезку". В коллекцию войдут дореволюционные и современные книжные издания, сборники, газеты, личные архивы. Главным партнером проекта выступает Тверской вагоностроительный завод. Создане коллекции приурочено к знаменательной дате  180-летию Николаевской железной дороги.

 

Также в 2020 году 120-летний юбилей (1802) отметит старейшая в России железная дорога, связавшая Кимры с Москвой, а 75 лет исполниется Ржевскому железнодорожному училищу (1947), готовящему специалистов для железнодорожного транспорта.

 

В 2019 году АНО «Город-Музей» при поддержке Ассоциации туризма Тверской области разработало уникальную интерактивную программу-погружение «Исторический вокзал» с целью развития познавательного туризма Верхневолжья и ознакомления с историей и реконструированными в 2012–2015 гг. интерьерами Николаевского вокзала.

 

Вместе с тем, Деловой информационный центр областной библиотеки им. А.М. Горького при поддержке Министерства туризма Тверской области организует цикл бесплатных интерактивных просветительских образовательных мероприятий повышения квалификации для экскурсоводов и тверских туроператоров «Интеллектуальные чаепития на Государевой дороге с Горьковкой».

 

Главная цель проекта — глубокое погружение в темы, связанные с брендовым маршрутом «Государева дорога» благодаря встречам с известными краеведами, авторами краеведческих исследований, авторами книг по истории железной дороги, искусствоведами, аттестованными экскурсоводами. 


Материалы по теме:
 

Общество Новоторжская железная дорога, Смета доходов и расходов по эксплуатации на 1889 год. / Общество Новоторжской железной дороги. - Санкт-Петербург : Типо-Литография С. Муллер и И. Богельман, 1888. - [2], 4, [93] с. : табл. ; 29 см.

 

 

Отчет о состоянии Вышневолоцкого училища кондукторов путей сообщения за 1903-1904 учебный год. - Вышний Волочек : Типография В.С. Соколовой, 1905. - 58,17 с. ; 25 см.

 

 

 

 

Иллюстрированный путеводитель по Николаевской ж. д. / [предисл. инж. п. с. В. Ададурова]. - Петроград : Издание Управления Николаевской железной дороги, 1914. - [6], 215, [3] с. : ил., портр. ; 22 см. - Библиогр. в предисл. - Экземпляр неполный: нет карт и планов.

 

 

 

Постройка и эксплуатация Николаевской железной дороги, (1842-1851-1901 г.г.) : краткий исторический очерк / составлен Управлением дороги. - Санкт-Петербург : Типография Ю.Н. Эрлих, 1901. - [2], 64 с., 46 л. ил. : ил., карт. ; 26 см. + [3] л. карт. - Постройка и эксплоатация Николаевской железной дороги, (1842-1851-1901 г.г.).

 

 

Спутник по Московско-Виндавской железной дороге. - Москва : Печатня С. П. Яковлева, 1909. - X, 338, 17 с., [48] л. ил., карт. : ил., табл. ; 23 см.