175 лет Указу о сооружении железной дороги С.-Петербург-Москва

1 (13) февраля 1842 года Император Николай I подписал Указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург Москва. Николаевская железная дорога (до 1855 года — Петербурго-Московская, с 1923 года переименована в Октябрьскую) — третья железная дорога по счёту в Российской империи.

Построена в середине XIX века для обеспечения железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой. Научно-техническое обоснование строительства дороги составлено профессорами Санкт-Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения полковником Н. О. Крафтом и подполковником П. П. Мельниковым. По проекту — длина трассы 652 км (на итог протяжённость дороги составила 645 км (604 версты)), путь двухколейный по кратчайшему направлению, минуя Новгород и Торжок, земляные работы в объёме 50,5 млн. кубометров, ширина колеи 5 футов (1524 мм). Движение открыто в 1851 году. Позже к Николаевской железной дороге были присоединены другие линии. Дорога проходила по территориям Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Витебской и Смоленской губерний. Николаевская дорога стала первой двухпутной казённой железной дорогой в Российской Империи и положила начало созданию в государстве железнодорожной сети общегосударственного значения.

Также в нынешнем году 115-летний юбилей (1802) отмечает старейшая в России железная дорога, связавшая Кимры с Москвой.

70 лет исполняется Ржевскому железнодорожному училищу (1947), готовящего специалистов для железнодорожного транспорта.


Материалы по теме:

 

Общество Новоторжская железная дорога, Смета доходов и расходов по эксплуатации на 1889 год. / Общество Новоторжской железной дороги. - Санкт-Петербург : Типо-Литография С. Муллер и И. Богельман, 1888. - [2], 4, [93] с. : табл. ; 29 см.

 

Отчет о состоянии Вышневолоцкого училища кондукторов путей сообщения за 1903-1904 учебный год. - Вышний Волочек : Типография В.С. Соколовой, 1905. - 58,17 с. ; 25 см.