Школа кондукторов в Вышнем Волочке

13 августа 1840 года было основано Вышневолоцкое училище кондукторов путей сообщения – одно из первых специальных учебных заведений в России.


В 1840 году в Вышнем Волочке была открыта школа кантонистов, одна из четырёх в России. В ней обучались дети солдат и унтер-офицеров аракчеевских военных поселений, которые наряду с общим начальным образованием получали некоторые технические знания, главным образом строительные с уклоном в сапёрное дело.

 

По мере развития сети железных и шоссейных дорог, а также продолжавшегося по всей стране использования водных путей сообщения и строительства на них более совершенных гидросооружений требовались грамотные технические кадры. Их готовил единственный в России институт инженеров путей сообщения. Но кроме инженеров были нужны так называемые низшие техники, которые обладали бы достаточным общим и специальным образованием и навыками в графических работах и строительном искусстве. Для того, чтобы по указаниям и под наблюдением инженеров руководить рабочими и исполнять, так сказать, черновую работу инженера – вычерчивание проектов, участие в составлении смет и технической отчётности, обмер произведённых работ, непосредственный надзор за ними и т.п. Тогда были открыты две кондукторские школы – в Вышнем Волочке и г. Лепеле Витебской губернии. Но создание кондукторской школы на базе школы кантонистов также не решало проблемы. Общее образование в ней давалось не выше уездного училища, а техническая подготовка сводилась к "умению копировать чертежи и обращаться с геодезическим инструментом". Вот тогда и было принято решение образовать на базе кондукторской школы в Вышнем Волочке училище кондукторов путей сообщения. Так что фактически училище кондукторов в Вышнем Волочке было создано на основе двух кондукторских школ и имело целью готовить "ближайших помощников инженеров по надзору за производством строительных работ и исправным состоянием сооружений на путях сообщений, главным образом водных и шоссейных".

 

Положение о Вышневолоцком училище кондукторов путей сообщения было разработано Министерством Путей Сообщения, рассмотрено Государственным Советом и Высочайше утверждено 28 мая 1883 года. На его основе 8 июля был утверждён Устав, состоявший из 4 разделов и 37 параграфов. Параграф 1 Устава гласил, что училище "имеет целью образование второстепенных техников для инженерной службы по ведомству путей сообщения".

 

Согласно Уставу в училище допускались "одни только русские подданные". Приёмный возраст "новопоступающих" определялся как 14-17 лет. Все ученики разделялись на "казённых стипендиантов и своекошных".

 

Стипендианты Министерства Путей Сообщения избавлялись от внесения платы за учение, остальные же учащиеся должны были вносить по 12 рублей в год. Стипендии предоставлялись учащимся "только по состязательным вступительным или переходным годичным испытаниям". В примечании к параграфу 19 Устава сказано, что дети бедных родителей, отличающиеся успехами в учении и в поведении, могли быть, с разрешения Министерства Путей Сообщения, освобождены от взноса платы за учение. Однако освобождение от платы за учение налагало на стипендиантов особые обязательства.

 

После окончания училища "кондукторы путей сообщения, пользовавшиеся во время пребывания в училище казённою стипендиею, обязаны прослужить четыре года по ведомству путей сообщения". В параграфе 5 Устава говорилось, что полный курс учения в училище продолжается 5 лет, из коих первые 3 года предназначаются на прохождение теоретических предметов, а последующие 2 года – на практические занятия "при производстве работ в ведомстве путей сообщения". Устав рекомендовал воспитателям устранять во всём, что окружает учащихся, всякое излишество, "могущее дать им неправильное понятие о их назначении", и утверждать в учащихся любовь к "простоте, порядку и труду".

 

По воспоминаниям выпускника училища М.Я. Желнина, дисциплина была очень строгая. После 8 часов вечера ученики не имели права выходить на улицу. В училище были надзиратели, которые ходили вечерами по домам и проверяли выполнение этого правила. Ослушавшихся сажали на несколько часов в карцер.

 

В параграфе 22 Устава сказано: "Учащиеся в училище кондукторов носят форменную одежду". Фуражка – чёрного сукна с зелёными выпушками вокруг тульи и околыша с козырьком; на тулье металлический знак из перекрещивающихся топора и якоря.

 

В Вышневолоцком училище кондукторов путей сообщения учился знаменитый русский писатель Вячеслав Яковлевич Шишков и два его брата: Дмитрий и Алексей. Позднее А.Я. Шишков вспоминал, что вследствие разорения их отца "в семье наступила настоящая бедность. Матушке нечем было кормить ребят. Родители не могли помогать нам. А училище выплачивало стипендию и предоставляло нам общежитие. Все мы провели по пять, может быть, самых лучших лет своей жизни в Волочке". Получив в 1894 году звание кондуктора путей сообщения, будущий писатель отправляется вместе со своим товарищем в Сибирь, где поступает на работу в Томский округ путей сообщения. Двадцать лет занимался он исследованием сибирских рек и сухопутных дорог, проехав, проплыв и пройдя пешком тысячи и тысячи километров, прежде чем окончательно посвятил себя литературному творчеству.

 

Окончившим училище присваивалось звание инженерного кондуктора путей сообщения. Инженерный кондуктор – архаическое звание младшего техника. Чтобы получить звание техника путей сообщения, надо было проработать не менее 3-х лет на строительных работах, а затем выдержать специальный экзамен на это звание при Петербургском институте путей сообщения или при управлении одного из округов путей сообщения.

 

Согласно параграфу 32 Устава учащиеся, окончившие полный теоретический курс в училище, получали свидетельство, а после прохождения двухлетней практики "удостаивались аттестата на звание кондуктора путей сообщения".

 

Вышневолоцкое училище кондукторов путей сообщения выпускало квалифицированных специалистов по водным и шоссейным путям, проектированию и строительству гидросооружений. Это подтверждается и тем фактом, что выпускникам Вышневолоцкого училища разрешалось замещать должности заведующих учебными мастерскими в железнодорожных технических училищах Министерства просвещения. На эти должности по положению надо было подыскивать людей с высшим техническим образованием, которых в России было очень мало.

 

Как было сказано ещё в "Исторических заметках о деятельности Вышневолоцкого училища кондукторов путей сообщения за десятилетие с 1 сентября 1883 года по 1 сентября 1893 года" кондукторскому училищу "удалось дать инженерной службе техников совершенно особого, неизвестного до сих пор типа; помимо приобретённых в училище знаний, тип этот характеризуется особыми важными в служебном отношении личными свойствами молодых людей, окончивших курс в этом училище. Приученные к дисциплине, порядку и труду, они в большинстве случаев не боятся никакой работы, скромны и нетребовательны в жизни".

_____

  • По материалам статьи Ф.Б. Соловьевой «Вышневолоцкое училище кондукторов путей сообщения» // Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах / Учред. Е.И. Ступкин; изд. и ред.: Е.И. Ступкин, Г.Е. Зигерт. – Вышний Волочек, 2004. – С. 123 – 128 : ил., 130 л. ил. Третьи Вышневолоцкие межрайонные краеведческие чтения. 6 декабря 2003 г. Тираж 600.

Материалы по теме:

 

Отчет о состоянии Вышневолоцкого училища кондукторов путей сообщения за 1903-1904 учебный год. - Вышний Волочек : Типография В.С. Соколовой, 1905. - 58,17 с. ; 25 см.

 

 

 

 

Общество Новоторжская железная дорога, Смета доходов и расходов по эксплуатации на 1889 год. / Общество Новоторжской железной дороги. - Санкт-Петербург : Типо-Литография С. Муллер и И. Богельман, 1888. - [2], 4, [93] с. : табл. ; 29 см.